Программа развития ООН

Российская Федерация


Общий обзор

 

В качестве главной в Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 г. предлагается тема «На пути к обществу, основанному на знаниях».

Во введении рассматриваются принципиальные черты такого общества. Успешность его формирования во многом зависит от экономики, базирующейся на знаниях (экономики знаний). Это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Ее основные особенности определяются тем, что эта экономика в значительной мере использует информационные ресурсы, которые обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия рассмотрены во введении.

Проанализированы возможные подходы к измерению экономики знаний, выделены соответствующие индексы и индикаторы, проведены межстрановые сопоставления как по отдельным индикаторам, так и по агрегированным показателям. Анализ всей совокупности данных, характеризующих готовность России вступить на путь развития, основанного на знаниях, показывает, что экономика страны имеет значительные возможности адаптироваться к новым условиям. Эти возможности обусловлены в первую очередь высоким образовательным потенциалом, значительными возможностями инновационного процесса и достаточно развитой материально-технической базой национальной инновационной системы. В то же время своеобразным тормозом, сдерживающим продвижение России в сторону экономики знаний, остаются нерешенные проблемы развития институциональной среды (низкая эффективность государственного управления и регулирования экономики, неразвитость венчурного предпринимательства, высокие административные барьеры и др.).       

            В первой главе «Национальная инновационная система – основа экономики знаний России» данные вопросы рассматриваются в контексте опыта развитых стран и включают в себя международные сравнения приоритетов и результатов развития науки, уровней и тенденций инновационной деятельности, главные направления научной и инновационной политики государства. Национальные инновационные системы (НИС) – одно из ключевых слагаемых любого общества, основанного на знаниях. В России НИС переживает мучительный процесс адаптации в рамках перехода от полностью государственной, плановой экономики к экономике рыночной. Кризисные явления связаны с шоковым изменением как внутренних, так и внешних по отношению к НИС институциональных условий. Резкое сокращение всех видов бюджетного финансирования, прежде всего оборонного заказа, происходит на фоне неспособности предпринимательского сектора – в условиях противоречивости и незавершенности процессов приватизации – приступить к серьезным инновационным проектам.

            Вместе с тем российская наука удерживает свои позиции по некоторым результатам научной деятельности, по вкладу в мировую научную продукцию, но отрыв в реализации результатов, уровнях технологического развития, эффективности государственной научной и инновационной политики от развитых стран сохраняется. В стране постепенно формируются контуры рыночной НИС. Складываются новые инновационные структуры – от малых предприятий до отраслевых НИИ и академических институтов, способных к созданию коммерчески привлекательных инновационных проектов. Национальные цели российского государства в инновационной сфере состоят в увеличении производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, в развитии инновационного предпринимательства. Для реализации такой стратегии нужна новая налоговая политика в отношении высокотехнологичных отраслей и видов деятельности, которая создаст условия для накопления капитала, обновления инфраструктуры, а также меры по стимулированию внутреннего спроса.

Перспективы развития нового типа экономики в России анализируются во второй главе «К экономике, основанной на знаниях». В настоящее время формирование экономики знаний в стране тормозится в результате негативного воздействия целого ряда факторов: приоритет развитию сырьевого сектора, не сопряженному с развитием отраслей обрабатывающей промышленности, в первую очередь наукоемких; ориентация на краткосрочные цели; значительная недооценка человеческого капитала; нарушение преемственности научных и технических знаний; чрезмерное сокращение оборонно-промышленного комплекса, в котором сосредоточены многие российские высокие технологии; и другие неблагоприятные последствия трансформационного периода в России.

Несмотря на серьезные проблемы, существуют оптимистические ожидания относительно возобновления движения к экономике, базирующейся на знаниях. Научно-технический потенциал России пока еще остается достаточно мощным, о чем, в частности, свидетельствуют показатели объема производства высокотехнологичной продукции. В 2003 г. наблюдался быстрый рост промышленного производства, наукоемких отраслей машиностроения – электротехнической промышленности, приборостроении, ряде отраслей оборонно-промышленного комплекса. О положительных тенденциях в экономике свидетельствует и рост притока иностранных инвестиций в экономику. Однако в целом этот перелом негативных тенденций нельзя признать устойчивым. В России уровень поддержки и использования знаний значительно уступает среднемировому и среднеевропейскому. В главе подробно рассматриваются меры, которые должны стимулировать развитие экономики знаний в стране. В этой сфере крупные компании должны научиться патронировать и создавать малые компании и предприятия; государство – создать благоприятную правовую, организационную и экономическую среду.

На российский путь к обществу, основанному на знаниях, большое влияние оказывают специфика трансформационного этапа и прежде всего процессы доходной и социальной дифференциации, проявившиеся в ходе экономических реформ. Анализ этих процессов дается в третьей главе «Экономический рост, доходы и социальная дифференциация». Социально-экономическое положение населения зависит от доходных и потребительских характеристик и описывается целой цепочной параметров: материальные ресурсные признаки; нематериальные ресурсные признаки; признаки социального самочувствия (самоидентификация). В 2003 г. – первом году реального роста доходов населения – произошло заметное сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, но одновременно индикаторы доходного неравенства приблизились к уровням неблагополучных 1997–1999 гг., когда они достигали максимального значения.

В главе рост доходов, достигнутый за последние годы, рассматривается в контексте социальных групп. Анализируется положение низших слоев (пенсионеры, безработные, многодетные семьи, инвалиды и пр.), которые с точки зрения материального положения находятся за чертой бедности. Рост доходов данной социальной группы – результат прямого государственного регулирования, осуществляемого посредством механизма индексаций минимальных пенсий, оплаты труда и размера пособий. Большое внимание в главе уделяется российскому среднему классу, который должен играть важную роль в формировании общества, основанного на знаниях. Между средними классами и низшими слоями находится группа, занимающая промежуточное социальное положение. На доходы абсолютно большей части населения страны, сосредоточенного в этой группе, экономический рост не оказывает прямого влияния.

Демографическая составляющая человеческого потенциала России вызывает все большую тревогу, отмечается в четвертой главе «Могут ли знания заменить людей?». Население России – самое большое в Европе, достигнув в 1992 г. максимальной численности, с тех пор непрерывно убывает. Прогнозы предсказывают дальнейшее сокращение – примерно в полтора раза к середине века при одновременном старении населения. Отчасти эти неблагоприятные количественные изменения могут быть компенсированы повышением качества человеческого потенциала – улучшением здоровья, увеличением продолжительности жизни, ростом уровня образования и совершенствованием его структуры. Однако для того, чтобы такая частичная компенсация и в самом деле имела место, необходимо переломить негативные тенденции в охране здоровья и образовании. Надо выйти из затяжного кризиса смертности, из-за которого вот уже четыре десятилетия нарастает отставание России по  продолжительности жизни от развитых стран. История последних десятилетий показала, что снижение смертности только за счет внедрения достижений медицинской науки имеет свои границы. Когда эти границы достигнуты, для дальнейшего успеха нужны серьезные подвижки социального плана. Такая стратегия  требует более активного и сознательного отношения к своему здоровью со стороны каждого человека.

Необходимы меры, направленные на стабилизацию численности населения России или хотя бы на замедление ее убыли. В какой-то мере этого можно добиться за счет повышения рождаемости и снижения смертности, но главный реальный ресурс здесь – иммиграция. Миграционный ресурс – безграничный, проблема заключается в том, чтобы выработать обоснованную стратегию приема иммигрантов и обеспечить их безболезненную интеграцию в российское общество. Эта проблема также может быть  решена только в рамках развития, основанного на знаниях, ибо такое развитие предполагает максимальное использование каналов системы непрерывного образования, которая представляет собой наиболее эффективный инструмент  социальной и культурной адаптации и интеграции.

В пятой главе «Образование и рынок труда» рассматривается основа современного экономического развития, основанного на знаниях, – третичное образование. В русле современных мировых тенденций развития в России с 1992 г. спрос на этот вид образования быстро увеличивается. В результате к началу третьего тысячелетия образовательный уровень населения в стране достиг рекордных отметок и формально является наиболее высоким в мире. Однако высокие количественные индикаторы образования пока не реализуются в экономических показателях, характеризующих уровень развития экономики и жизни населения. В главе анализируются причины низкой эффективности третичного образования и влияние результатов функционирования рынка образовательных услуг на рынок труда.

Система образования в целом достаточно оперативно реагировала на бурный рост спроса населения на третичное образование и изменения его структуры за счет расширения платного приема как в государственные вузы, так и за счет негосударственных учебных заведений. Выпуск специалистов со средним и высшим профессиональным образованием быстро увеличивается с середины 1990-х годов. По формальным показателям образование рабочей силы в России уже достигло высокого уровня. Однако эти показатели не отражают его реальный уровень. В результате система образования посылает рынку труда искаженные сигналы, и последний вынужден вырабатывать защитные механизмы, позволяющие ему нормально функционировать в этих условиях. Помимо изменения отраслевой структуры спроса на лица с третичным образованием (особенно с высшим), рынок приспосабливается к возросшему предложению квалифицированной рабочей силы еще одним способом, а именно путем уменьшения дифференциации оплаты труда, т.е. размера дополнительного дохода на образование.

Устойчивое развитие России невозможно представить без экономически сильных регионов и проведения эффективной региональной политики – подчеркивается в шестой главе «Человеческое развитие и интеллектуальный потенциал регионов России». Здесь ключевой задачей является сглаживание социально-экономических диспропорций в развитии регионов, направленное на консолидацию общества и государства. Неотъемлемой составляющей региональной политики в условиях, когда реализация социальных целей отнесена главным образом к компетенции регионов, должны служить региональные программы развития человеческого потенциала. В главе рассчитывается и детально анализируется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в стране, его динамика и региональная дифференциация. В развитии человеческого потенциала в России за последние 25 лет выделяются три временных отрезка. Региональная дифференциация индексов развития человеческого потенциала сокращалась в 1979–1989 гг., усиливалась в 1989–1994 гг. и для большинства регионов (за исключением явных лидеров и аутсайдеров) вновь стала сокращаться с конца 1990-х годов. Изменения тенденции региональной дифференциации данных индексов стали результатом неравномерной адаптации регионов к складывающимся рыночным условиям.

В главе, исходя из особенностей человеческого развития, 79 регионов России были разделены на восемь групп, нуждающихся в сходных региональных программах. Были выделены приоритеты таких программ. Для оценки влияния, оказываемого знаниями на уровень материального благосостояния в регионах России, был разработан индекс развития интеллектуального потенциала. Лидирующие позиции по этому индексу принадлежат регионам, обладающим наиболее густой сетью высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская, Томская области) или наукоградами (Московская, Нижегородская, Калужская области).

В седьмой главе «Интеллектуальный капитал» исследуется роль этого капитала как основы богатства современного общества. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. Интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала. Эти виды капитала взаимодействуют друг с другом; недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности, они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект. В главе рассматриваются возможные подходы к измерению интеллектуального капитала. Его можно оценивать с помощью стоимостных показателей, в частности коэффициента Тобина. Нефинансовые оценки производятся для анализа конкурентоспособности организации, а также факторов этой конкурентоспособности. Оценка интеллектуального капитала может проводиться в рамках как одной организации, так и всего народного хозяйства, а также в рамках отдельного региона. Такие оценки способствуют выявлению перспектив будущего экономического роста и социально-экономического развития.

Передовые российские организации уже обладают достаточно большим интеллектуальным капиталом. В то же время у многих предприятий он незначителен. В стране имеются огромные резервы для бурного роста интеллектуального капитала: накоплен значительный человеческий капитал, однако две другие части – организационный и потребительский капитал – развиты недостаточно. При успешном развитии этих двух составляющих интеллектуального капитала можно получить существенный синергетический эффект, выраженный в росте интеллектуального капитала страны в целом и интеллектуального капитала отдельных экономических субъектов.

В восьмой главе «Отношение общества к знанию» проводится социологический анализ проблемы. В главе отмечается, что, помимо институциональных преобразований в секторах производства, воспроизводства и практического применения знания, важным ресурсом поддержания надлежащего уровня интеллектуального оснащения общества является наличие у его членов заинтересованного, позитивного отношения к знанию, выраженного в реальных действиях. В целом в российском обществе наблюдается двойственное отношение к знанию. С одной стороны, очень высоко ценится формальная образованность, с которой люди связывают личные статусные и карьерные перспективы; с другой стороны, престиж знания как такового и тех профессиональных групп, которые заняты его производством и воспроизводством, низок. Данные социологических исследований показывают, что на всех ступенях образования – от школы до вуза – россиянам свойственна эта двойственная установка.

При высокой ценности высшего образования в обществе отношение к нему у сегодняшних россиян преимущественно утилитарное: хорошее образование ценится в первую очередь как необходимое условие повышения социального статуса, карьерного роста и роста материального благосостояния. Значимость знания как такового отодвигается при этом на второй план. Для преодоления этих тенденций нужно прежде всего создать лучшие условия для использования имеющихся ресурсов. Образование и наука должны стать приоритетными сферами государственных финансовых вложений. В перспективе необходима планомерная работа по созданию таких условий, в которых интеллектуальные профессии, обеспечивающие сохранение и прирост знания, стали бы более привлекательными. Одним из важных направлений работы могло бы стать создание благоприятных условий для благотворительной поддержки науки и образования.