Программа развития ООН

Российская Федерация


Интеграция вопросов противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции и ликвидации ее последствий в деятельность министерств экономического блока
 Введение

Эпидемия ВИЧ/СПИД в настоящий момент рассматривается как одна из наиболее серьезных угроз глобальному развитию, безопасности и благополучию. Согласно данным ЮНЭЙДС в 2006 году в мире вирусом иммунодефицита челове-ка было поражено 39,5 млн. человек, и 4,3 млн. человек заразились только в 2006 году (Развитие эпидемии СПИДа: декабрь 2006. ЮНЭЙДС/ВОЗ – 2006). Также только в 2006 году от СПИД умерло 2,9 млн. человек, а всего потери от СПИД в мире уже превысили число погибших на фронтах Первой мировой войны и угро-жают приблизиться к потерям во время Второй мировой. Именно по инициативе Российской Федерации вопрос о противодействии инфекционным заболеваниям, в частности эпидемии ВИЧ/СПИД, был внесен в повестку дня встречи лидеров «Большой восьмерки» в 2006 году.
В Российской Федерации первые случаи ВИЧ появились в конце 1980х го-дов, однако на протяжении более, чем 10 лет уровень пораженности оставался дос-таточно низким. Затем, после 1998 года, начался резкий подъем количества зара-зившихся, когда вирус попал в среду потребителей инъекционных наркотиков (ПИН), большинство из которых составляют молодые люди. Быстро распростра-нившись в среде ПИН и достигнув в некоторых городах (Санкт-Петербург, Тольят-ти, Оренбург) распространенности в этой группе риска более 40%, дальнейшая распространение несколько замедлилось. До 2004 года число новых случаев ВИЧ инфекции снижалось, однако в последние годы наметилась тенденция к медленно-му росту заболеваемости (порядка 7% в 2006 году и 12% за первые 8 месяцев 2007 года). Медленный рост может являться признаком распространения ВИЧ-инфекции в общей популяции с увеличением доли полового пути передачи и выходом вируса за пределы четко очерченных групп риска. Генерализация эпидемии может оказать серьезное воздействие на экономику страны, увеличив проблемы с нехваткой рабо-чих рук (являющиеся следствием низкой рождаемости), резко сократив накопле-ния, в особенности, в общественном секторе, повысив страновые экономические риски и угрожая национальной безопасности (например, снижение численности армии и флота). Поэтому предотвращение генерализации эпидемии является пер-воочередной задачи для снижения рисков развития Российской Федерации.

Сейчас уже очевидно, что ответ на эпидемию ВИЧ должен быть мультисек-торальным и многомерным. Вовлечение других секторов в борьбу с ВИЧ/СПИД , кроме как сектора здравоохранения, оправдано тем, что инфекция может иметь да-леко идущие макроэкономические последствия и оказать влияния на все отрасли хозяйства. Согласно расчетам M.Haacker (2004), в случае 10% распространенности ВИЧ в популяции с положительным приростом населения, производство на душу населения падает на 0.5% в случае закрытой экономики и на 3.8% в случае откры-той экономики. При этом очень важную роль играет соотношение квалифициро-ванной и неквалифицированной рабочей силы. Чем большее количество квалифи-цированных работников заболевают, тем сильнее воздействие на производство. При этом следует помнить, что в Российской Федерации наблюдается отрицатель-ный прирост населения, что само по себе может оказать негативное влияние на рост в результате увеличения коэффициента демографической нагрузки. Более то-го, Российская Федерация, еще со времен Советского Союза уделяла большое вни-мание развитию человеческого капитала, всячески поощряя получение образова-ния. Соответственно, при большом количестве квалифицированных работников в экономике негативные последствия могут быть достаточно серьезными. При этом пока еще не до конца осознаются финансовые последствия эпидемии, поскольку в настоящий момент лишь небольшой процент тех, кто заразился ВИЧ-инфекцией в 1998-2001 годах достигли стадии разрушения иммунной системы, требующей на-чала антиретровирусной терапии. Эта терапия является достаточно дорогостоящей и, несмотря на усилия, предпринимаемые мировым сообществом по снижению стоимости лекарственных средств, она вряд ли станет когда-нибудь очень дешевой ввиду необходимости постоянного мониторинга пациента и его ведения врачом. Даже если удастся резко снизить стоимость терапии (а на пути этого стоят между-народные соглашения по охране авторских прав), невозможно будет избавиться от расходов на профессиональную помощь. Стоимость же рабочей силы в здраво-охранении вследствие дефицита рабочей силы будет непрерывно расти. Значитель-ные расходы на лечение могут оказать воздействие на возможности накоплений и, соответственно, инвестиций - особенно учитывая то, что спрос на услуги здраво-охранения будет расти в связи с постарением населения. Таким образом, ВИЧ-инфекция может послужить катализатором порочного круга экономических изме-нений, когда увеличение нагрузки на систему здравоохранения в условиях дефици-та рабочей силы приводит к снижению возможностей к накоплению, замедлению экономического роста усугубляемое вызванным инфекцией дефицитом рабочих кадров и уменьшением накоплений человеческого капитала.

Возможность столь серьезных последствий распространения ВИЧ-инфекции при условии ее полной предотвратимости указывает на необходимость широкого участия различных секторов в мероприятиях по противодействию ей. Реакция на возможность прогрессирования эпидемии и факторы ее распространения должна быть интегрирована в деятельность всех секторов хозяйства Российской Федера-ции. Эта интеграция в англоязычной литературе часто обозначается термином "mainstreaming", дословно означающим "включение в основное течение". В прило-жении к проблеме ВИЧ/СПИД Объединенная Программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) дает следующее определение интеграции - "процесс который позволя-ет тем, кто занимается развитием, воздействовать на причины и последствия ВИЧ/СПИД эффективным и постоянным способом, как в рамках повседневной ра-боты, так и на своем рабочем месте". Как отмечается, это равноценно ношению "СПИД очков" в работе на всех уровнях всех секторов. Идея «интеграции» пере-кликается с призывом специалистов по общественному здоровью дополнить пара-дигму индивидуальной профилактики ВИЧ-инфекции ABC (воздержание, вер-ность, презерватив) парадигмой оценки социальных корней эпидемии GEM (пол, экономика, миграция). Как они отмечают «успешные профилактические стратегии должны принимать во внимание взаимоотношения между полами и другие прояв-ления социального неравенства, экономический контекст и миграционные потоки. Эти стратегии наилучшим образом будут способствовать поведенческим измене-ниям, которые влияют на риск заражения. Размах и стабильность успехов в борьбе с эпидемией зависит от совместной работы в этой области ».

text


Статьи, guestbook