Программа развития ООН

Российская Федерация


Новости

16.06.2011. Зрение и успеваемость школьников напрямую зависит от освещения в школе

16 июня 2011 г. Программа развития ООН (ПРООН)  провела встречу  с журналистами на тему «Школы на пути к интеллектуальному освещению, или как влияют на здоровье и успеваемость школьников космические технологии». О результатах исследования,  проведённого в московских школах пилотным проектом ПРООН/ГЭФ, рассказали участники проекта и приглашённые эксперты.


В нашей стране сложилось крайне неблагоприятное положение с состоянием зрения детей и юношества. Школу заканчивают 22-25% молодых людей с дефектами зрения, при этом патология возрастает за период обучения  в 2,4-2,5 раза. Одной из основных причин этого негативного и опасного процесса является неудовлетворительное состояние освещения школ.


В обследованных этой зимой  классах  десяти московских школ была обнаружена высокая неравномерность горизонтальной освещенности. По площади помещений она составила составила 1,1 - 4. Неравномерность рассчитывалась как Емакс/Емин (по СНиП 23-05-2010: Равномерность распределения освещенности – отношение максимальной освещенности к минимальной, Eмакс/Eмин должно быть не более 1,3). Эти показатели  можно объяснить неоптимальным  выбором осветительных приборов и нерациональностью их размещения. Такая неравномерность снижает качество и комфортность световой среды класса, а так же увеличивает утомляемость и нервное перевозбуждение школьников. Повышение равномерности освещения  улучшит адаптацию школьников к цветосветовой среде и увеличит контрастную чувствительность глаз  школьников. А это, в свою очередь,  улучшит состояние здоровья учащихся и снизит возможность нервного перевозбуждения.


В большинстве обследованных школах  коэффициент цветопередачи не соответствовал нормам (он был 2 категории вместо 1). Низкий коэффициент цветопередачи ведет к ухудшению восприятия материала и окружающего мира, увеличению уровня утомления и перевозбуждения, а так же снижению остроты зрения (это - основа потери зрения).


По результатам обследований установлено, что 80-90% школьных классов не соответствуют требованиям действующих норм по освещенности на рабочих местах и 100% классов не соответствуют требованиям норм по освещенности на классных досках. В обследованных школах Москвы освещенность на досках составляет 130-140 лк при норме 500 лк, в классах освещенность составляет от 50-100 до 250-260 лк при норме 400 лк. Большинство школ, освещенных люминесцентными лампами, имеют уровень пульсации светового потока в 2,5-3 раза превышающий максимально допустимый. По действующим санитарным нормам эти условия освещения квалифицируются как вредные и опасные для здоровья, способствующие развитию заболеваний.


При этом необходимо отметить, что отечественные нормы многих помещений (компьютерных классов, учебных мастерских, классов изостудий, спортзалов) существенно ниже действующих около десяти лет Европейских норм.


Во всех школах отсутствует профилактическое ультрафиолетовое облучение учащихся – важный современный способ оздоровления детей и подростков.


Несмотря на то, что утверждённые в 2003 г. «Изменения № 1 к СНиП 23-05-95*» запрещают применение ламп накаливания при освещении учебных помещений, они до сих пор используются во многих школах в давно устаревших неэффективных светильниках. Из-за чего перерасход электроэнергии в этих школах составляет 35-40%.


В обследованных школах значительная часть светильников работает более 20 лет. В Москве 30% светильников в классах находятся в нерабочем состоянии; шум, создаваемый пускорегулирующей аппаратурой во многих старых светильниках, превышает допустимый и мешает занятиям.


Подобная ситуация особенно недопустима в условиях значительно возросшей академической нагрузки на школьников и повсеместной компьютеризации учебного процесса, предъявляющих повышенные требования к качеству освещения.


Отмеченное в полной мере относится и к высшим учебным заведениям, которые заканчивают уже 30-32% молодых людей с патологией зрения.


Стоит отметить, что чем больше спектр освещения  отличается от естественного - непрерывного спектра освещения, тем хуже общее состояние школьника. Но при этом коэффициент цветопередачи может быть высоким. При линейчатом спектре (даже с высоким индексом цветопередачи) нарушается работа цветового канала, что ведет ухудшению физиологического и психологического состояния человека. Поэтому, для школьного освещения необходимо ввести характеристику качества освещения такую как  Цветность.


В обследуемых школах было выявлено одновременное применение в одном классе ламп с разной цветовой температурой, что недопустимо. Это нарушает равномерность светоцветовой среды и ведет к усложнению процесса адаптации, что, соответственно, увеличивает утомление и перевозбуждение школьника. Освещенность  рабочей поверхности должна быть не менее 400 лк, что не везде соблюдается.       Для большего эффекта, а также  улучшения психологического и физиологического состояния необходимо также учитывать  биоритмы человека, «внутренние часы» организма.


Качество освещения в школах с течением времени чаще всего снижается из-за неоптимального расположения парт относительно светильников, окон и старения ламп и самих светильников. Во время обследования школ были выявлены  помутнение, растрескивание, и иногда и осыпание матовых защитных колпаков светильников. Кроме того, при несвоевременном очищении светильников качество освещения снижается на 30 -40% . А устаревшие пускорегулирующие аппараты (ПРА)  также увеличивали коэффициент пульсации более 15%.



Эксперты проекта для улучшения освещения школ и здоровья школьников по итогам исследований предлагают  осуществить следующие шаги:


1. Провести светотехнический энергоаудит состояния освещения школ;


2. Рассмотреть вопрос об улучшении состояния освещения школ и других детских и образовательных учреждений в Департаменте образования, подготовить и утвердить комплексную Программу работ по модернизации осветительных установок с выделением необходимого финансирования на 2011-2014 гг.;


3. Предусмотреть в  рамках программы проведение светотехнических и санитарно-гигиенических исследований освещения детских учебных заведений с новыми эффективными средствами освещения;


4. Выбрать конструкции как современных светильников с высокоэкономичными источниками света для комфортного освещения, так и приборов для ультрафиолетового облучения;


5.  Оборудовать ряд школ столицы образцово-показательными осветительными установками, соответствующими нормам и с энергоэкономичными источниками света;


6. Издать распоряжение Правительства Москвы об исключении возможности приемки в эксплуатации вновь строящихся и реконструируемых объектов, не соответствующих требованиям норм освещения.


Более подробную информацию о проекте ПРООН/ГЭФ можно получить у менеджера проекта  Анатолия Шевченко по адресу: Eneff@yandex.ru



Дополнительная информация


Организованное журналом «Светотехника» в 1980-1981 гг. массовое обследование состояния освещения в 193 школах в 21 городе и 15 сельских поселках показало, что в 70% случаев нормы не выполняются и наполовину. К сожалению, разработанные по результатам обследований рекомендации по улучшению искусственного освещения школ в основном не были реализованы. Повторные обследования в 2003-2004 гг. школ городов Москвы (10 школ), Саранска (35 школ) и Томска (10 школ) показали дальнейшее ухудшение условий освещения школ.

« назад »


Статьи, guestbook