Программа развития ООН

Российская Федерация


Новости

Ассоциация Менеджеров в партнерстве с ПРООН выпустила национальный доклад «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве»

25 мая состоялась презентация национального доклада «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве», который подготовлен Ассоциацией Менеджеров и Программой развития ООН в РФ.


Национальный доклад – это комплексный прикладной документ, направленный на освещение и глубокий анализ актуальной для делового сообщества проблемы или вопроса на общенациональном уровне.



Национальный доклад по ЧГП представляет собой аналитический срез ситуации в сфере частно-государственного партнерства в России. В докладе дается определение частно-государственного партнерства, приводятся возможные сферы применения механизмов ЧГП, изучается степень рисков применения механизмов ЧГП на примере использования ЧГП в России.


«В последнее время в российском обществе активно разрастается дискуссия вокруг частно-государственного партнерства. Эта тематика привлекает все большее внимание, как со стороны органов власти, так и со стороны делового сообщества. Повышенный интерес к такого рода взаимодействию бизнеса и государства не удивителен: во многих странах оно давно уже позволяет эффективно решать множество социальных и экономических вопросов путем объединения ресурсов частного и государственного секторов», - сказал, открывая мероприятие, исполнительный директор Ассоциации Менеджеров Сергей Литовченко.


В ходе подготовки доклада был проведен анкетный опрос представителей ведущих российских компаний (более 180 анкет), организовано более 10 интервью с ведущими российскими экспертами в области частно-государственного партнерства, организован ряд круглых столов.Создатели доклада уверены, что в России созрели экономические предпосылки для объединения усилий государства и частного сектора в форме ЧГП.



По мнению Василия Киселева, вице-президента по взаимодействию с органами государственной власти, местного самоуправления и энергетике объединенной компании «Русский Алюминий», председателя комитета Ассоциации Менеджеров по отношениям с органами власти, частно-государственное партнерство является колоссальной проблемой современности: «Ни в одной стране мира, ни у государства, ни у бизнеса не хватит денег на то, чтобы самостоятельно модернизировать социальную, транспортную, энергетическую инфраструктуру. Это возможно только с применением механизмов ЧГП».


Г-на Киселева поддержал Марко Борсотти, Постоянный представитель ПРООН в РФ, который заявил, что ЧГП может помочь в развитии инфраструктуры, что является важнейшим элементом в обеспечении конкурентоспособности страны. «В России в последнее время начинают все больше задумываться о применении механизмов ЧГП: принятие закона о концессиях, создание инвестиционного фонда дают новый импульс развитию частно-государственного партнерства в России», - сказал Марко Борсотти.


Представляя доклад, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации Менеджеров Александр Дынин отметил, что основной целью доклада было обобщить ситуацию, сложившуюся с ЧГП в России, а также выработать некие концептуальные идеи о развитии механизмов ЧГП. «В России созрели экономические предпосылки для объединения усилий государственного и частного сектора в форме ЧГП для осуществления инфраструктурной модернизации. Потребность в инвестициях здесь составляет 240-300 млн. долларов. Такие инвестиции самостоятельно не способно осуществить ни государство, ни бизнес», - подчеркнул Александр Дынин. Он также отметил, что наиболее привлекательными для применения механизмов ЧГП отраслями в России является транспортная инфраструктура, ЖКХ, энергетика, строительство, промышленность, здравоохранение. «Вместе с тем, приходится признать, что хотя в России уже заложена законодательная основа для ЧГП, в целом нормативно-правовое обеспечение ЧГП пока находится в зачаточном состоянии. На слабом развитии ЧГП также сильно сказывается отсутствие единой системы управления – эти механизмы регулируются и МЭРТом, и Минфином, и РОСОЭЗ и рядом других ведомств», - отметил Александр Дынин.



Авторы доклада выделили следующие бизнес-риски проектов ЧГП, названные представителями российских компаний: незапланированное повышение цен на оборудование и материалы, необходимые для осуществления проекта; риск неэффективного управления проектом; риск неправильной оценки рентабельности проекта; риск неверной оценки платежеспособного спроса, риск неверной оценки стоимости проекта (повышение стоимости в процессе его реализации); ошибки технического проектирования и реализации проекта и др.


Также большую озабоченность экспертов исследования вызвали риски для бизнеса от участия государства как партнера в проектах ЧГП. В этом пункте они указали следующие возможные осложнения для успешной реализации проектов: отсутствие реальной ответственности государственных структур; длительный процесс согласования различных аспектов проекта в недрах государства; отсутствие единой программы, координации действий и различие интересов между министерствами и ведомствами в сфере ЧГП; риск сокращения или прекращения финансирования проекта в случае изменения приоритетов бюджетных расходов и др.



Конечно, одним из основных препятствий к эффективной реализации проектов ЧГП в России, по-прежнему, является законодательство. По мнению Владимира Карпунина, менеджера группы по привлечению финансирования «КПМГ», в России сейчас строится законодательная база для реализации механизмов ЧГП, появляются первые крупные проекты. «Очень важно, реализовать эти проекты, показать их важность, чтобы не загубить эту идею», - подчеркнул Владимир Карпунин.


Евгений Кузнецов, управляющий директор, партнер «Imageland PR» отметил, что сейчас бизнес рассматривает ЧГП как возможность для вхождения в закрытые сектора экономики и получения бюджетных средств. Кроме этого, по мнению Евгения Кузнецова, в отличие от западного, российский бизнес при реализации ЧГП стремится сразу получить прямую выгоду и не оценивает глобальную перспективу.


Вместе с тем создатели доклада уверены, что развивать механизмы ЧГП в России необходимо. Авторы выделяют шесть ключевых направлений для развития ЧГП в России: дальнейшее формирование общей среды развития ЧГП; усиление нормативно-правового обеспечения ЧГП; повышение поддержки и гарантий государства партнерам из частного сектора; создание единого государственного органа по вопросам ЧГП; использование деловых объединений; более тщательная проработка проектов с обеих сторон и с общественностью.


В целом участники мероприятия согласились с тем, что ожидания власти и бизнеса от ЧГП разнятся. И если бы появился документ, аналогичный национальному докладу, изданному бизнесом, но выражающий позицию государства, то это бы помогло преодолеть разногласия и приступить к активному и взаимовыгодному использованию механизмов ЧГП.

« назад »


Статьи, guestbook