Программа развития ООН

Российская Федерация


Новости

Доклад ПРООН: экономический рост должен способствовать развитию человеческого потенциала во всех регионах России


Москва, 15 мая 2007
г. –
Сегодня
Программа развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации представила Доклад о
развитии человеческого потенциала в РФ за 2006/2007 годы «Регионы России:
цели, проблемы, достижения»
, одиннадцатый в серии национальных докладов,
начатой в 1995 году совместно ПРООН и Правительством Российской Федерации.



В новом Докладе, который является логическим продолжением
Доклада 2005 года, посвященного Целям развития тысячелетия (ЦРТ), адаптированным
для России, проведен сравнительный анализ существующих в регионах России проблем
в области человеческого развития и показателей, используемых для их оценки. В
нем сделан акцент на разнообразие региональных приоритетов развития,
возможностей повышения качества жизни населения, приведены наиболее успешные
примеры государственных программ, реализуемых на региональном уровне и
содействующих достижению регионами и всей страной адаптированных для России ЦРТ.



Как отметил в обращении к читателям Доклада Председатель Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронов, в
«современной мировой экономике конкурентные преимущества многих стран базируются
на высоком качестве их человеческого капитала. Между тем в России за 15-20 лет
объективные показатели и проводимые учеными исследования показывают ухудшение
качества человеческого потенциала по многим параметрам – от уровня образования и
квалификации до состояния здоровья и продолжительности жизни населения. Это не
только само по себе означает снижение качества жизни наших граждан, но и
ухудшает перспективы экономического развития, которое должно стать основой
решения социальных проблем».



Авторы доклады попытались проанализировать причины этой
ситуации и предложить пути ее изменения. К числу основных выводов Доклада
относится следующее:



В целом по стране за 2003-2004 гг. индекс развития
человеческого потенциала
(ИРЧП) вырос, но показатели развитых субъектов РФ
улучшались быстрее, поэтому территориальное неравенство усилилось. Помимо Москвы
и Тюменской области с автономными округами к числу развитых по международной
методике (ИРЧП свыше 0.800) добавились Санкт-Петербург и республика Татарстан.
Четверть населения России живет в регионах с показателями индекса выше среднего
по стране, причем такие регионы имеют собственные ресурсы для социального
развития и проводят более активную социальную политику. Проблемы наименее
развитых регионов чрезвычайно остры, но в них живет только 6% россиян, и
федеральная помощь способна «подтянуть» отстающие территории, если использовать
ее более эффективно. Труднее добиться ускорения человеческого развития в
многочисленных «срединных» регионах с дефицитом собственных ресурсов развития,
где сосредоточено 2/3 населения. Улучшить ситуацию только за счет
перераспределения федеральных средств невозможно, нужны стимулы для активизации
собственных ресурсов развития регионов, в том числе человеческого
потенциала.



Индикаторы Целей развития тысячелетия показывают неоднозначный
баланс успехов и проблем в регионах. За годы экономического роста уровень
бедности
в России сократился почти вдвое, улучшились региональные
показатели: к 2005 г. в 40% регионов уровень бедности составил менее 20%
населения (в 1999 г. таких регионов было только 4%). Сократился дефицит доходов
бедных, в подавляющем большинстве регионов он ниже 5% всех доходов населения, и
только в пяти наименее развитых регионах превышает 10%. Однако чем богаче
регион, тем выше в нем неравенство по доходу: в Москве денежные доходы 20%
наиболее обеспеченных жителей превышают доходы 20% самых бедных более чем в 20
раз. Это следствие низкого качества экономического роста и неравномерного
распределения создаваемых благ.



Более осознанный подход к планированию семьи среди населения и
рост расходов государства на охрану здоровья детей и матерей позволили
существенно снизить младенческую и детскую смертность. В трети регионов
уровень младенческой смертности ниже 10 случаев на тысячу родившихся (2005 г.),
сократились и региональные различия. Однако ожидаемая продолжительность жизни в
России не растет, усиливаются региональные различия. В наиболее развитых
субъектах РФ - Москве (71 год) и тюменских автономных округах (68 лет) -
ожидаемая продолжительность жизни значительно выше средней по стране (65 лет). В
слаборазвитых и депрессивных регионах показатели остаются крайне низкими
(республика Тыва – 56 лет, Читинская, Амурская и Псковская области – 59-60 лет).
Основной причиной низкого долголетия остается сверхсмертность мужчин в
трудоспособном возрасте - острейшая гендерная проблема России.



Динамика социальных болезней слабо зависит от экономического
роста. Заболеваемость туберкулезом начала снижаться только в Европейской
России, где эта проблема менее остра. В Сибири и на Дальнем Востоке уровень
заболеваемости и смертности от туберкулеза максимален и продолжает расти из-за
деградации социальной среды (повышенного уровня бедности и маргинализации
населения, концентрации пенитенциарных заведений), а также неблагоприятных
климатических условий.



Региональная картина инфицированности ВИЧ/СПИД
показывает обратную зависимость от уровня экономического развития. Проблема СПИД
наиболее остра в регионах с более высокими доходами населения (Самарская,
Иркутская, Свердловская области, С.-Петербург и Ханты-Мансийский АО), особенно в
ресурсодобывающих регионах без развитой социальной среды. Рост доходов населения
пока слабо влияет на распространение здорового образа жизни в регионах.



Сохраняется гендерное неравенство в политике и в доступе
к доходам. Чем выше денежные доходы в регионе, тем сильнее неравенство между
заработной платой женщин и мужчин; и наоборот, в регионах с низкими доходами
неравенство минимально. Крайне низко представительство женщин во власти: только
в каждом десятом регионе доля женщин среди депутатов региональных парламентов
превышает 20%, а в четверти регионов их менее 5% или вовсе нет. Как правило, чем
богаче и крупнее регион, тем меньше в нем доля женщин среди депутатов
региональных парламентов.



Оценки социального развития регионов России с помощью
индикаторов ЦРТ подтвердили, что в России усиливаетcя дифференциация – и региональная,
и социальная. Для решения этих проблем федеральным органам государственной
власти необходимо более тесно и конструктивно взаимодействовать с регионами,
органами местного самоуправления, бизнесом и гражданским обществом. Сложнейшая
задача социальной модернизации в регионах России требует активизации всех
ресурсов и решается только через взаимодействие государства и
общества.



* * *



Дополнительную информацию можно получить у Советника по связям
с общественностью ПРООН Виктории Зотиковой по тел (+7 495) 787 21 15 или эл. адресу: victoria.zotikova@undp.org




РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ: ФАКТЫ И
ЦИФРЫ

« назад »


Статьи, guestbook