Программа развития ООН

Российская Федерация


Новости

04.12.2014. Проект ПРООН принял участие в Международной конференции "Современные средства индивидуальной мобильности: новые вызовы для развития территории"

04 декабря 2014 года состоялась Международная конференция "Современные средства индивидуальной мобильности: новые вызовы для развития территории", которая прошла в рамках Транспортной Недели 2014 по инициативе ЦНИИП Велотранспорта и при содействии НИИАТ. 

  

Многие участники конференции приехали на велосипедах и общественном транспорте. Конференцию открыл заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул. В своем выступлении он отметил, что в Москве до 20% автомобильных поездок совершается без пассажиров и на расстояние до 10 км. В городах, где расстояния меньше, доля коротких поездок с одним водителем еще выше. По данным замминистра, есть города, размер которых не превышает 5-7 км, а на улицах - автомобильные пробки. Очевидно, что потенциал использования малых средств мобильности огромен, считает Н. Асаул.

С вводным докладом выступил менеджер проекта Николай Харитошкин. В своем выступлении, посвящённом актуальным вызовам автомобильного транспорта для развития городских территорий, отметил следующие моменты: Безусловно, автомобильный транспорт является движущей силой экономики любой страны, однако есть негативные факторы, влияющие на здоровье человека, климат и развитие территорий. Сегодня нужно найти ответы на эти вызовы. 

 

Ежегодно мировой парк пассажирских автомашин увеличивается примерно на 2% (11 млн.), и в настоящее время составляет более 531 миллиона единиц. В России ежегодный прирост парка - около 6 %. За последнее столетие наблюдается резкий антропогенный рост концентраций парниковых газов в атмосфере, загрязнение атмосферы пылью, сажей и другими вредными выбросами. 

 

В 2012 году объем выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта составил 148,14 млн. т. СО2 –экв., что составляет 81,5% от уровня 1990 года. 

Транспорт является одним из основных источников загрязнения воздуха и оказывает прямое (травматизм, гибель людей и шум, связанные с транспортом) и косвенное (отсутствие физической активности) воздействие на здоровье и смертность населения. По последним данным Всемирной организации здравоохранения во всем мире от загрязнения воздуха в городах ежегодно умирают 800 000 человек. Из-за транспортного загрязнения воздуха возрастают респираторные проблемы и проблемы с астмой, число госпитализаций и дней неявки на работу и в учебные заведения. Во всем мире в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают 1,2 миллиона человек и 50 миллионов человек получают травмы: 90% этих случаев смерти и травматизма в результате ДТП происходят в странах с низкими и средними доходами. Травмы на транспорте являются крупнейшей причиной смерти молодых людей в возрасте 15–19 лет. Из-за связанного с транспортом “отсутствия физической активности” (использования моторных средств транспорта вместо ходьбы и езды на велосипеде) ежегодно умирают 1,9 миллиона человек и теряются 19 миллионов лет здоровой жизни. Шум, связанный с дорожным движением, вызывает нарушения слуха и нервно-психический стресс. 

Активные меры политики в отношении транспорта могут быть чрезвычайно благотворны для здоровья, окружающей среды и экономики. Меры политики в отношении транспорта, поддерживающие езду на велосипеде и ходьбу, могут способствовать повышению уровня физической активности и, согласно имеющимся результатам исследований, проводимых ВОЗ, сокращают ожирение, болезни сердца, диабет, рак и остеопороз. Тридцати минут физической активности в день достаточно, чтобы сократить риск появления ишемической болезни сердца на 50%; риск появления неинсулинового диабета и ожирения на 50% и риск появления гипертонии на 30%.

  

Модератор конференции Игорь Маркин (Генеральный директор ЦНИИП Велотранспорта) отметил, что поиск новых подходов к обеспечению мобильности городского населения в условиях стремительного ухудшения дорожной ситуации из-за роста автопарка привел к смещению приоритетов в транспортной политике. «Компактность, скорость, экологичность и эффективность транспортного средства вышли на первый план, - подтверждает мировой тренд И. Маркин. - Массовый общественный транспорт в такой ситуации, безусловно, лидирует: при расчете на одного пассажира он наиболее компактен, энергоэффективен, оказывает наименьшее влияние на окружающую среду и позволяет быстро перемещать большие потоки пассажиров по общему маршруту». Единственным недостатком общественного транспорта сегодня является невозможность обслуживать индивидуальные интересы каждого пассажира, обеспечить полную цепочку перемещений от двери к двери.

  

Участники конференции обсудили, каким образом можно интегрировать малые транспортные средства (велосипеды, сигвеи, самокаты, веломобили) в единую систему транспортного обслуживания, как это может повысить привлекательность общественного транспорта и улучшить мобильность каждого жителя без использования автомобиля. По мнению участников секции, развитие велотранспортной среды открывает широкие возможности для широкого использования различных средств индивидуальной мобильности.

  

В завершении конференции научный руководитель ОАО «НИИАТ» Вадим Донченко рассказал об экономической оценке воздействия развития велодвижения на здоровье населения. Он проиллюстрировал примеры лучших мировых практик и тенденций.
Фото: ИТАР-ТАСС

« назад »


Статьи, guestbook