Программа развития ООН

Российская Федерация


Новости

20.08.2014. Проект ПРООН принял участие в круглом столе по альтернативному транспортному топливу




20 августа 2014 г. в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации состоялся круглый стол «Использование альтернативных видов топлива на транспорте: текущая ситуация и перспективы». 

В рамках круглого стола рассматривались перспективы расширения использования газомоторного топлива на транспорте, а также повышения доли гибридных и электрических двигателей в транспортных средствах в России. Специалисты обсудили и текущие результаты реализации распоряжения Правительства Российской Федерации №767-р от 13 мая 2013 года, устанавливающего основные направления регулирования отношений в сфере использования газомоторного топлива, а также меры, стимулирующие его использование. 

В мире наблюдается тенденция к расширению использования альтернативных видов топлива (газомоторное топливо, биотопливо) на транспорте, а также роста спроса на электромобили (и гибриды). В разных странах мотивы диверсификации видов используемого на транспорте топлива могут различаться, но в целом можно выделить три группы причин: 1)экологические; 2) преследование целей по снижению зависимости от импорта нефтепродуктов по экономическим или политическим мотивам; 3)потребность в развитии новых сегментов на внутреннем рынке. 

Повышенное внимание целям по расширению использования альтернативных видов топлива на транспорте на государственном уровне в России начали уделять лишь в последние несколько лет. Сейчас заданы цели и приняты конкретные меры по расширению использования газомоторного топлива, формируются меры по развитию сферы электромобилей. Однако в настоящее время развитие данных направлений сталкивается с рядом проблем, в частности, недостатком инфраструктуры, длительной окупаемостью проектов, непониманием целесообразности развития альтернативных видов при существовании больших запасов нефти, недостатком источников финансирования. 

«Отмечу, что согласно распоряжения Правительства РФ №767-р к 2020 году использование природного газа в виде газомоторного топлива на общественном автотранспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб зависит от численности населения и должно составлять до 50% техники в городах с населением более 1 миллиона человек, до 30% - с населением более 300 тысяч, до 10% - с населением более 100 тысяч», - сообщила, открывая круглый стол, начальник Управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра Виктория Гимади. Эксперт отметила значительное влияние дорожного транспорта на изменения экологической ситуации и климата. Она привела данные МЭА на 2011 год, согласно которым около 16% от глобальных выбросов парниковых газов приходится на дорожный транспорт. 

Ряд мер поддержки развития альтернативных видов топлива в России уже действуют, введение остальных запланировано. Так, для газомоторного топлива (ГМТ) уже снижены ставки ввозных таможенных пошлин на оборудование и механизмы, выбираются пилотные регионы по расширению использования ГМТ, выделяются субсидии субъектам федерации на приобретение транспортных средств, работающих на ГМТ. В 2014 году уже выделено 3,77 млрд. рублей. «В то же время для электромобилей отменена ввозная пошлина, развивается бесплатная парковка в Москве», - добавила эксперт. 

Вопрос об экономии был поднят и начальником Управления энергосберегающих технологий и альтернативных топлив ФГУП «НАМИ» Владиславом Лукшо. «Главным мотивом, который будет способствовать переходу на альтернативные виды топлива, являются экономические выгоды, – полагает эксперт. – Тему с сокращением выбросов вредных веществ даже не стоит поднимать, потому что сам переход с одного вида топлива на другой никаких преимуществ не дает». 


«При выборе приоритетов для развития определенного вида альтернативного топлива необходимо рассматривать эффект от его внедрения в долгосрочной перспективе, - сказал Николай Харитошкин, менеджер проекта ПРООН/ГЭФ-Минтранс России «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России». -  При сравнении с другими видами топлива надо также учитывать сервисную и льготную составляющую для потребителя. Такие как, например, наличие зарядных станций, условия гарантированной и бесплатной парковки в центре для электромобиля или срок окупаемости за счёт экономии бензина. Так, во Франции у владельца электромобиля есть возможность взять аккумулятор в аренду, а это практически 2/3 стоимости транспортного средства. Для коммерческого транспорта желательно сделать акцент на быстрой окупаемости за счёт экономии топлива». 

По мнению директора по стратегическому развитию Russian Automotive Market Research Александра Козлова, тормозящими факторами, влияющими на рынок газомоторного топлива в России, являются отсутствие развитой сети заправок, недостаточное количество газовой техники, выпускаемой серийно, и законодательный дефицит. «Есть два пути повышения «экологичности» транспортных средств, - сообщил эксперт. – Это внедрение газомоторного топлива, а соответственно увеличение числа газовых заправочных станций и модельного ряда газовых автомобилей, а также повышение экологического класса транспортных средств и привычных видов топлива». По его словам, даже используя второй вариант, придется перейти к первому, так как его экономическая выгода выше. «Использование газомоторного топлива может сократить автотранспортные расходы на 20%, - отметил Козлов. – А в товарах может дать снижение с 20 до 16%». 

В дискуссии приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, компаний топливно-энергетического комплекса и независимые отраслевые эксперты. 


Участники круглого стола отметили, что без соответствующего субсидирования, необходимых инфраструктуре финансовых инвестиций и подготовки кадров регионы и транспортные организации не смогут выполнить целевые показания распоряжения Правительства РФ №767-р. 


По материалам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации http://ac.gov.ru/ 

Фото: АЦ при Правительстве РФ

« назад »


Статьи, guestbook