United Nations Development Programme

Russian Federation


ПАРТНЕРСТВО РОССИИ И ПРООН

После закрытия в Москве странового офиса Программы развития ООН в 2011 году Россия и ПРООН вступили в новую фазу партнёрских отношений, сконцентрировав своё внимание на глобальной и региональной повестках дня. С этого момента российское правительство выделило более 20 млн долларов на помощь в целях развития через проекты ПРООН и другие инициативы по всему миру. Вклад правительства России имеет целью поддержку инициатив по улучшению условий жизни людей, содействие торговле и предотвращение кризисов и восстановление.

Российская Федерация и официальная помощь развитию

Концепция государственной политики в сфере содействия международному развитию утверждена Указом Президента Российской Федерации № 259 от 20 апреля 2014 года. Этот документ представляет собой концепцию, цели, принципы и основные направления государственной политики России в области содействия международному развитию, а также приоритеты и условия предоставления технической, финансовой, гуманитарной и другой помощи иностранным государствам. Она направлена на поддержку устойчивого социально-экономического развития стран-получателей помощи и урегулирование кризисных ситуаций, возникающих в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф и других чрезвычайных происшествий, внутренних и/или международных конфликтов. Международная помощь странам СНГ, в частности, странам Центральной Азии, реализующим политику добрососедства и интеграции с Россией, определена как ключевой приоритет. Общий объем помощи со стороны России в 2013 году составил 713 млн долларов, что по сравнению с 2012 годом означает рост на 40%. До недавнего времени около 60% средств, выделяемых Россией в рамках официальной помощи развитию (ОПР), направлялось через многосторонние источники. Предполагается, что в ближайшем будущем будет преобладать формат двусторонней помощи. Ключевыми приоритетами российской ОПР являются здравоохранение, продовольственная безопасность и евразийская интеграция.

Рамочное соглашение о партнерстве

23 января 2015 года было подписано Рамочное соглашение о партнёрстве между ПРООН и Российской Федерацией. Соглашение создает основу для долгосрочного стратегического партнерства России и ПРООН по реализации проектов в области развития в других странах. Оно выводит на новый уровень сотрудничество между Российской Федерацией и ООН, подчеркивая возрастающую роль России как донора в продвижении повестки дня в области развития после 2015 года во всем мире. Соглашение предусматривает сотрудничество в следующих ключевых областях:

1. Поддержка многосторонних усилий и Глобальной повестки дня в области развития на период после 2015 года, в особенности:
  • развитие сотрудничества в контексте участия Правительства в работе системы ООН в области развития, в том числе в работе Исполнительного совета Программы развития ООН;
  • формирование всестороннего, сбалансированного и универсального набора новых целей в области развития (Глобальная повестка дня в области развития на период после 2015 года) в соответствии с Итоговым документом Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 2012 г.), Рекомендациями Группы высокого уровня по разработке Глобальной повестки дня в области развития на период после 2015 года;
  • продвижение повестки устойчивого развития и сотрудничества в целях развития в ключевых многосторонних форумах, в которых Правительство принимает участие, в том числе Глобального экологического фонда, а также инициативы «Устойчивая энергетика для всех» как важной составляющей глобальных усилий по достижению устойчивого развития с особым вниманием к проблемам в области доступа к энергии, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии в странах Восточной Европы и государствах-участниках Содружества Независимых Государств;
  • развитие важных для взаимодействия с государствами-участниками  Содружества Независимых Государств  областей сотрудничества, как сельское развитие, устойчивое управление водными ресурсами, борьба с ВИЧ/СПИДом;
  • продвижение регионального экономического сотрудничества на пространстве Содружества Независимых Государств  , в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и в других регионах, а также интеграционных процессов на Евразийском пространстве как способа содействия торговле, экономическому росту и устойчивому человеческому развитию.
2. Сотрудничество в области развития в развивающихся странах по всему миру, прежде всего в регионе Содружества Независимых Государств, и сотрудничество с целью содействия странам с низким доходом и доходом ниже среднего. Основные направления сотрудничества будут сосредоточены на:
  • борьбе с бедностью,
  • процессе предупреждения стихийных бедствий и ранней готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации,
  • помощи при ликвидации последствий бедствий в фазе восстановления.
3. Совместная работа в странах, где Российская Федерация предоставляет помощь в области развития на двусторонней основе, с целью повышения ее эффективности. Использование знаний, опыта и экспертизы в сотрудничестве в области развития, в том числе вовлечение академических кругов и индивидуальных экспертов из Российской Федерации в соответствии с применимымим нормами и правилами ПРООН,  а также принципами и процедурами, изложенными в «Принципах и процедурах по программам и административным вопросам ПРООН», в том случае, если это делается в рамках программ и проектов ПРООН в целях развития.

4. Формирование состава квалифицированных кадров из Российской Федерации в области развития и в рамках ПРООН, в том числе путем создания полностью финансируемой Правительством Программы молодых российских специалистов, договоренность о которой будет оформляться Сторонами посредством отдельного соглашения.

 ПРООН сотрудничает с новыми донорами в Европе и Центральной Азии более десяти лет, предоставляя знания, опыт и механизмы оперативной деятельности по оказанию помощи в целях развития, обеспечивая доступ к обширной сети страновых офисов и выступая как надежный партнер в укреплении партнерских отношений и развитии технического потенциала.
Подробная информация здесь

Соглашение о создании Трастового Фонда в целях развития

11 июня 2015 года в ходе официального визита Хелен Кларк, Администратора ПРООН, в Москве было подписано соглашение о создании Трастового фонда «Российская Федерация – Программа развития ООН в целях развития». С российской стороны соглашение подписал Министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Трастовый фонд создан в соответствии с Рамочным соглашением о партнерстве между ПРООН и Россией, подписанным в январе 2015 года в Давосе. Фонд представляет собой устойчивый финансовый механизм реализации помощи России странам СНГ, а также странам других регионов с низким уровнем дохода и доходом ниже среднего уровня.  В целях оказания помощи в области развития Россией будет выделено первоначальное финансирование в размере 25 млн. долларов в течение четырех лет на проекты, реализуемые ПРООН в таких странах.

К приоритетным областям деятельности Трастового фонда относятся: устойчивое развитие, сокращение масштабов бедности, развитие сельских районов, устойчивое управление водными ресурсами, борьба с ВИЧ/СПИДом, предупреждение стихийных бедствий и ранняя готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, ликвидация последствий стихийных бедствий в фазе восстановления, устойчивая энергетика и др.

Финансирование будет выделяться прежде всего на проекты, направленные на продвижение интеграционных процессов в пределах Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества и других региональных групп и объединений с участием Российской Федерации. Чтобы соответствовать критериям отбора, все проекты и программы в странах-получателях содействия должны исходить из рамочных программ Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития и программных документов Программы развития ООН для соответствующих стран.

Программы и проекты, реализуемые на средства Российской Федерации

  • Программа по комплексному развитию Нарынской области в Кыргызстане, 3,5 млн долларов
    Программа направлена на создание условий для устойчивого социально-экономического развития Нарынской области и реализуется в 30 селах Ак-Талинского, Ат-Башинского и Жумгальского районов.
    Подробная информация здесь
  • Устойчивое экономическое развитие в сельских районах Таджикистана, 6,7 млн долларов
  • Содействие правительству Республики Беларусь в присоединении к ВТО (4-я фаза), 589,680 долларов
    Подробная информация здесь
  • Социально-экономическое развитие населенных пунктов, расположенных вблизи радиоактивных хвостохранилищ в Кыргызстане, 1,476 млн долларов
    Подробная информация : здесь и здесь
  • Комплексная поддержка развитию сельских районов: создание устойчивых общин в Тавушской области, Армения, 5 млн долларов
    Подробная информация здесь

Российская Федерация выделила ПРООН 2 млн долларов для реализации Плана оказания гуманитарной помощи Сирии (SHARP) и 1 млн долларов в рамках чрезвычайной помощи Филиппинам. Россия  также предоставила 1 млн долларов для восстановления районов, пострадавших в результате ураганов на Кубе.

Поддержка многосторонних усилий и глобальной повестки дня в области развития

Россия – ПРООН – ШОС: международные экспертные семинары
В 2014-2015 годах Министерство экономического развития Российской Федерации, Всероссийская академия внешней торговли и Программа развития ООН провели серию международных экспертных семинаров, посвященных вопросам экономического развития стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Представители правительственных организаций, научных кругов и бизнес-сообществ из стран ШОС, а также эксперты международных организаций приняли участие в работе семинаров. Главной целью серии семинаров являлось обсуждение вопросов, приоритетных для сотрудничества России с другими странами ШОС.

Первое мероприятие в серии международных экспертных семинаров «Малые и средние инновационные компании в ШОС: политика и меры государственной поддержки» состоялось 17 июня 2014 года в Москве.

Два других семинара - «Торгово-экономическая повестка стран ШОС и ЕАЭС» и «Реализация проектов содействия торговле и экономическому развитию в странах ШОС» - были проведены 13 и 14 мая 2015 года в Москве. В фокусе этих семинаров находились следующие вопросы:
1) общие цели и задачи внешней торговли и экономического развития стран-членов ШОС и ЕАЭС;
2) перспективы сотрудничества ШОС и ЕАЭС с учетом региональной экономической интеграции в Евразии;
3) вопросы содействия торговле в странах-членах ШОС;
4) программы и проекты экономической помощи в целях развития в странах ШОС и механизмы обмена опытом для углубления международного экономического сотрудничества.
Подробная информация здесь

ПРООН – Россия – БРИКС: международные экспертные семинары
Сотрудничество ПРООН с Министерством экономического развития России началось в ноябре 2011 года организацией серии международных экспертных семинаров. В ходе проведения экспертного обсуждения участники семинаров представили анализ тем, которые могут стать приоритетными для сотрудничества России со странами БРИКС, и на основе которых может быть определен круг возможных совместных проектов.

Организация таких семинаров является также частью механизма официальных экспертных консультаций по экономическим и торговым вопросам в странах БРИКС. 30 ноября 2011 года в Москве состоялся первый семинар на тему «Инновации и устойчивое развитие в странах БРИКС», второй семинар - «Низкоуглеродное развитие и «зеленый» протекционизм: вызовы для стран БРИКС» - был организован 15 марта 2012 года.  Третий семинар «Инновации и развитие малых и средних предприятий в странах БРИКС» прошел 18 января 2013 года, четвертый - «БРИКС и Африка: новые возможности для сотрудничества» - был проведен 28 февраля 2013 года.

Программой развития ООН было организовано участие экспертов высокого уровня из стран БРИКС во всех четырех семинарах, обеспечена глубокая содержательная часть мероприятий и продемонстрирована возможность эффективного взаимодействия с правительством Российской Федерации на высоком уровне. Результатами серии проведенных семинаров стали заключительная конференция, состоявшаяся 5 декабря 2013 года, и совместный отчет, содержащий основные положения и выводы.

Группа Двадцати (G20)
В период председательства России в G20 в 2013 году ПРООН была привлечена к работе по двум основным направлениям:

а) с Министерством финансов в рамках повестки дня Рабочей группы в области развития, в которой ПРООН принимала активное участие, включая презентацию Глобальной повестки дня в области развития в феврале 2013 года;
б) с офисом Шерпы по вопросам поддержки Программой развития ООН работы информационно-пропагандистских групп в рамках «Гражданской Двадцатки». В частности:

  • ПРООН оказывала поддержку в подготовке трех отчетов «Гражданской Двадцатки»: обзора хода реализации решений G20; обзора хода реализации повестки дня в области развития G20; и, что наиболее важно, конечного продукта - тематического доклада «Устойчивый и сбалансированный рост требует справедливой политики», представленного Президентом Российской Федерации в июне 2013 года.
  • ПРООН оказывала поддержку работе тематических рабочих групп «Гражданской Двадцатки», в большей степени по вопросам повестки дня в области развития после 2015 года и энергетики. Эти группы представили наработанные материалы непосредственно российскому шерпе и официальным экспертным группам G20.
  • ПРООН в партнерстве с «Гражданской Двадцаткой» разрабатывала онлайн-платформу (подобную той, что была создана для Rio Диалогов) для проведения широких консультаций с отдельными гражданами и гражданским обществом, результаты которых будут учитываться в обсуждениях «Гражданской Двадцатки» с Россией.

Повестка дня в области развития после 2015 года
12 марта 2014 года в Москве состоялся экспертный семинар «Повестка дня в области развития после 2015 года: на пути к новому партнёрству», организованный совместно ПРООН, Всемирным банком и Министерством финансов России в рамках председательства Российской Федерации в «Группе восьми». В мероприятии приняли участие представители экспертного, гражданского и бизнес-сообщества стран G8, а также эксперты из других стран и представители международных организаций, в том числе ПРООН, Всемирного банка и ОЭСР. Участники семинара обсудили предварительные результаты работы в рамках широкого консультационного процесса под эгидой ООН по разработке Целей развития тысячелетия (ЦРТ) после 2015 года, вклад «Группы восьми» по данному направлению, а также вопросы, касающиеся финансирования устойчивого развития. Кроме того, в ходе мероприятия был выработан набор рекомендаций относительно дальнейшего обсуждения ЦРТ после 2015 года.

Партнерство с Россотрудничеством в области содействия международному развитию
Содействие международному развитию (СМР) - направление внешнеполитической деятельности Российской Федерации, призванное способствовать решению глобальных и региональных проблем, а также предотвращать новые вызовы и угрозы, путем оказания финансовой, технической, гуманитарной и иной помощи, способствующей социально-экономическому развитию государств.

Приоритетным регионом российского СМР являются страны СНГ, с которыми Россию объединяют исторические, культурные, научные, экономические и транспортные связи. Однако характер деятельности России в сфере СМР носит глобальный характер, и включает в себя содействие государствам Африки южнее Сахары, оказание помощи беднейшим странам в рамках интеграционных структур Азиатско-Тихоокеанского региона, развитие сотрудничества со странами Ближнего Востока, Северной Африки и Латинской Америки.

Начиная с ноября 2013 года, ПРООН оказывает поддержку Россотрудничеству в проведении серии тематических информационных брифингов для руководства и сотрудников агентства и представителей ключевых министерств Российской Федерации. Семь прошедших брифингов были посвящены вопросам социально-экономического положения таких стран региона как Кыргызстан, Таджикистан, Беларусь, Армения, Узбекистан и Сербия, и особенностям потоков и механизмов предоставления международной помощи в области развития в этих странах.


Статьи, guestbook